городской округ г. Дзержинск

Месторасположение: юго-запад Нижегородской области 

Административный центр: город Дзержинск 

Несмотря на огромное количество одноименных поселков и городов в России и за рубежом, «нижегородский» Дзержинск легко выделяется, а потом запоминается навсегда. Запомнить его легко, потому что город имеет славу химического центра страны: в 30-ые годы XX в. здесь были построены завод по производству этиловой жидкости, завод по производству иприта и фосгена, завод по выпуску хлорированной жидкости. Но обязан город такой славой не советским годам, все началось значительно раньше: еще в 1915 г. был основан завод минеральных кислот, а в 16-ом – заложен завод взрывчатых веществ. Тогда и города не было, а стояла деревня с милым названием Растяпино. Городом его признали в 1930-ом году. С этого года и началась его бурная строительная история.

У Дзержинска уникальный внешний облик – это целостный исторический архитектурный ансамбль, который включает в себя шедевры авангарда 20-30-ых годов - это время становления многих новаторских течений в советской архитектуре. В частности, в Дзержинске можно увидеть яркие памятники конструктивизма. Яркий образец – это здание Городского Дома Советов на площади Дзержинского (сейчас – здание городской мэрии), построенное по проекту известного архитектора А.З. Гринберга. Еще одно творение 30-ых годов - здание химического техникума имени Красной Армии на проспекте Ленина (архитектор В.М. Гальперин из мастерской питерского конструктивиста А.Никольского). Стоит задержаться и около здания общежития в Учебном переулке. Все постройки объединяют общие черты конструктивизма – широкие окна, функциональность помещений, отсутствие декора, геометризм, строгость, лаконичность форм и монолитность внешнего облика. Этот стиль появился после Октябрьской революции как направление нового авангардного пролетарского искусства. И этот стиль как никакой другой выражал новое время и его отношение к искусству: «искусство должно служить производству, а производство народу». Кроме того, это было русское явление: «впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства «конструктивизм».

В дальнейшем городу также везло с зодчими: здесь в хорошем смысле слова ставились «архитектурные эксперименты». Можно сказать, что основной ансамбль сформировался в 50-ые годы, в короткие сроки. И практически по мысли одного творца – главного архитектора Александра Федоровича Кусакина, поэтому Дзержинск удивляет своей четкой и стройной планировкой, обилием зелени и, безусловно, архитектурой, которая внушает оптимизм и чувство стабильности. Наверное, таким должен выглядеть город-мечта, где все люди счастливы живут в мире и согласии. Особенный колорит придают городу жилые дома с курдонером (внутренний двор, который выходит на главный фасад здания). Заслуга Кусакина в том, что он отказался от улиц-коридоров и спроектировал такие уютные дворы – все для людей. Эти примеры благополучия можно увидеть на улицах Клюквина, Чкалова, на проспекте Ленина. входы в некоторые дворы декоративно оформлены. Видимо, эта праздничность объясняется радостью послевоенных лет в советском обществе (только в 1955 году выйдет постановление об устранении излишеств в проектировании и строительстве). Но одновременно с радостью человек должен был чувствовать и свое величие, торжество - в 1948г. появляется здание Театра кукол на проспекте, которое выглядит как древнегреческий храм. Стоит оно на возвышенности в городском парке культуры, парадный вход выполнен в виде шестиколонного портика дорического ордера (не хватает только статуй древнегреческих богов). Вообще этот проспект изобилует колоннами: кинотеатр «Родина», химико-механический техникум, жилой дом с воротами и как апофеоз всему – здание Дворца культуры химиков. Но самое приметное здание стоит на пересечении улиц Чкалова и Маяковского – это дом со шпилем. Центральная башня расположена на перекрестке, к ней примыкают два крыла. И все вместе это создает единый ансамбль с соседними четырехэтажными трехэтажными зданиями. На верху центральной башни установлен четырехугольный объем, окруженный колоннадой (по 6 колонн на каждой стороне). Но и это еще не все: колоннада венчается карнизом дорического ордера, над колоннадой – восьмерик, восьмерик также венчается карнизом, и везде – балясины. Вся это пирамида имеет достойное завершение – шпиль, увенчанный пятиконечной звездой.

Но все-таки самый парадный и величественный вид у площади Дзержинского: ресторан «Ока», центральный Дом связи, Универмаг (сейчас торгово-промышленная палата) – все создано в духе античных профилей. Центральная часть Дома связи выполнен по подобию коринфского ордера (8 пилястр), между пилястрами большие прямоугольные окна на втором этаже, маленькие – на третьем, над окнами второго этажа – розетки. Центральный вход в гостиницу выполнен в виде портала с карнизом, по его верху сооружен прямоугольный фронтон, также разделенный 8-ю неглубокими пилястрами. А бывший Универмаг вместе со зданиями, расположенными на соседних улицах, – архитектурный ансамбль. И все эти доминанты ансамбля подчинены памятнику искусства федерального значения – памятнику Ф.Э. Дзержинскому. (1948 г., скульптор С.Д. Меркулов, архитектор А.Ф. Кусакин).
Конечно, некоторые, побывав в этом городе, могут упрекнуть создателей его внешнего облика в излишней идеологичности, в прославлении советского народа, но тем он и ценен. Архитектура Дзержинска очень искренно выражает мировоззрение тех лет. И совершенно не случайно в 1990 г. Дзержинск был внесен в список городов с исторически ценной архитектурой.

А недалеко от Дзержинска, в излучине реки Оки, находится памятник всероссийского значения – Шуховская башня – уникальная гиперболоидная конструкция, выполненная в виде несущей стальной сетчатой оболочки. Самое известное творение неординарного инженера и изобретателя В.Г.Шухова находится в Москве на Шаболовке – Шаболовская башня, но эта, дзержинская, считается более совершенной. При взгляде на это абсолютно инженерное и одновременно элегантное сооружение возникают два чувства. Первое – чувство гордости на своего соотечественника, так как башни Шухова уже являются частью мирового культурного наследия, его идеи воплощены в конструкциях Японии, Швейцарии, Испании и т д. А второе – чувство сожаления, так как их могло бы остаться больше в районе Оки: до 1989 г. их было 6 разной высоты, из них осталась самая высокая 128-метровая. Раньше все башни входили в единую энергосеть СССР в течение 70 лет, обслуживали они Дзержинск, Богородск и Павлово. Опоры башен выдерживали вес многотонных электоропроводов, но это не мешало им оставаться легкими и изящными. Все это демонстрирует оставшаяся башня на Оке. Именно эта башня из осташихся является самой совершенной конструкцией Шухова и изучается во всех мировых архитектурных институтах мира.