Вачский район

Месторасположение: юго-запад Нижегородской области

Административный центр – рабочий поселок Вача

Часто в древности города строились как крепости. Но не все по разным причинам дожили до наших времен: менялись территории государства - отпадала необходимость в бывших крепостях. Но какие-то существуют и сейчас. Вот и история Вачи связана с древним городом Стародубом Воцким, который сейчас нельзя найти на карте. Когда здесь проходила засечная черта и стояла крепость Стародуб Воцкий, охранявшая территорию от набегов татар и мордвы. Но после взятия Казани в 1552 г. крепость исчезал, и город исчез. Но зато поблизости появляется село Вача, которое впервые упоминается в 1588 г. Правда, нельзя сказать, что совсем исчез Стародуб Воцкий: памятник археологии Городищи (сейчас в составе поселка Вача) стоит на месте того, исчезнувшего города, и два явно насыпанных холма, которые местные жители называют «маковками» напоминают о старом укреплении. Тут археологи замечают сохранившиеся заметные следы земляных работ – когда-то здесь проходила западная сторона крепости, которая была частью засечной черты. Был и остается и естественная защита у Вачи: с юга омывается оно речкой Околичной, а с севера и запада – речкой Вачкой.

Видимо, самым ярким событием в истории этого села стало начало производства столовых и хлебных ножей. Началось это производство благодаря крепостному Дмитрию Дмитриевичу Кондратову, но были и предпосылки - сосланные сюда в XVI в. новгородцы (ссыльные в XVI в. новгородцы вообще многому научили местное население). Да и Павлово находится неподалеку, где испокон веков селились кузнецы. Так что у Вачи было много причин для этого. Как это часто бывает, дело отца продолжил одни из сыновей Дмитрий Дмитриевич Кондратов. Он не только продолжил, но и прославил Вачу: в 1870 г. за свои изделия получил большую золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. И потом изделия получали медали на выставках в Лондоне, Нью-Йорке и в др. городах. Видимо, семья была неординарная, так как именно в доме Кондратовых с 16 января по 13 февраля в 1897 г. останавливался В.Г. Короленко. Сейчас на этом доме висит мемориальная доска. Прибыл сюда известный тогда уже писатель, скорее всего, по приглашению сыновей Дмитрия, Сергея и Алексея. Сам Короленко в письмах писал, что «шатается по разным местам Нижегородской губернии». Целью своей поездки и остановки он называл «именно отдых, тишину снежных полей, спокойствие и отрешение от обычной обстановки. Хочется надеяться, что «тихое убежище» принесло пользу. Благодаря семье Кондратовых, их честолюбию и стремлению разбогатеть появились и другие дома. И сейчас оставшиеся особняки – это заслуга этой семьи; они до сих пор служат народу. Так, в доме Василия Кондратова располагается районный отдел внутренних дел, а рядом стоит такой же добротный каменный дом, который был специально построен для приглашенных на работу специалистов. Кроме своего собственного жилья Кондратовы думали и об своем окружении. Они старались идти в ногу со временем: построили фабричное училище, в котором сейчас располагается торговый центр. Строители были добросовестными: многие дома до сих пор не требуют серьезного ремонта. Естественно, есть в Ваче и Исторический музей, правда, расположился он не купеческом особняке, а местном Доме Культуры.

Что интересно, кроме особняков, в Ваче сохранилось и дело Кондратовых. Преемником дела Кондратовых стало предприятие «Труд», которое выпускает столовые приборы: ножи, вилки, буфетные принадлежности. 12% столовых приборов и более 46% топоров выпускается на этом предприятии.

Еще Вача прославилась тем, что здесь находится Музей истории полиции и милиции Вачского района. В здании музея, который расположился на втором этаже, представлены подлинники документов с периода царской полиции и до настоящего времени. Здесь же представлена коллекция холодного оружия и форменное обмундирование стражей порядка. Наибольший интерес вызывает экспозиция снаряжения и знаков различия полиции других стран.

Очень много значит в Ваче способности человека и его потребности. В свое время был вырыт пруд Цимлянское для решения утилитарных проблем, а сейчас это главная достопримечательность в селе Вача и любимое место отдыха не только местных жителей, но и гостей: благоустроенный пляж, места для рыбалки.

А природная красота в изобилии вокруг Вачи: озера, река Ока. Так села Клин и Чулково расположены на берегу Оки. В Чулкове, кстати, был самой большой ценитель красоты средней русской полосы И.И.Левитан, но если ему приглянулась красота рельефа, то он сам со своей спутницей Кувшинниковой местным жителям – не очень: «…Пробовали остановиться в селе Чулкове, но долго там не ужились. Очень уж дико отнеслось к нам население, никогда не видевшее у себя «господ». Они ходили за нами толпой и разглядывали, как каких-то ацтеков, ощупывали нашу одежду и вещи. Когда же мы принялись за этюды, село не в шутку переполошилось». Но, несмотря на неадекватную для конца XIX в. реакцию селян, Ока в этом течении понравилась живописцу, и он даже запечатлел ее на своих полотнах. Сейчас же в Чулково можно ехать безбоязненно. И есть причины приехать сюда: три лесных массива, озеро Шарма и конно-спортивный комплекс «Дачный манеж». Как все здесь соединилось – уму непостижимо. При виде лошадей не возникает чувство неловкости оттого, что животные находятся здесь в неволе: хорошие условия, большие площади и персонал, который с одинаковой любовью относится и к лошадям, и к людям! Здесь можно не только научиться ездить на лошади, здесь можно и купить ее.

Другое село Клин известно своими владельцами Некрасовыми. Отец русского поэта Алексей Сергеевич Некрасов был владельцем этого села и расположенных рядом. Скорее всего, и сам поэт здесь бывал. Наверное, эти места порадовали его своей красотой и охотничьими угодьями, но упомянул он его в своем произведении «Кому на Руси жить хорошо» в другой связи: «Шли, близко ли, далеко ли, вот, наконец, и Клин». Была здесь, конечно, и церковь, где крестили, венчали крепостных Некрасовых. Сама церковь во имя Рождества Богородицы стоит, только с трудом в этой постройке можно узнать храм. Но строки Некрасова вспоминаются: 

Отец мой был охотник и игрок,
И от него в наследство эти страсти
Я получил – они пошли мне впрок.


Но есть в Вачском районе храмы, вид которых не вызывает чувство сожаления об утраченном, а наоборот, вселяет какую-то радость, тем более, если стоит на дороге. Вот таким выглядит храм во имя Казанской иконы Божией Матери, построенный в XIXв. в селе Новоселки. Был бы он одним из немногих, если бы так хорошо не просматривался с дороги. Он то возникает, то вновь появляется из-за перелесков, лугов – и каждый раз ищешь его глазами (сначала находишь, а потом он исчезает совсем).

В селе Жайск появилась совершенно новая часовня на месте которое испокон веков называют «Княжеским прощением». Именно здесь можно вспомнить предание о Петре и Февронии: после изгнания благочестивых супругов из Мурома вторая их остановка была на берегу Оки. Это место близ некогда упраздненной Троице-Перемиловой пустыни, а именно – у этого села Жайск, где ныне установлен Поклонный крест. Здесь князей застали одумавшиеся и каявшиеся перед ними подданные. С тех пор место у села Жайск получило название "Княжеского прощения". И вот в XXI в. поставили часовню и памятник Петру и Февронии. Стоят они рядом в ладье, и лица их серьезны и, кажется, наделены большей мудростью, чем у иных. Они твердо уверены, что к ним придут и будут просить у них о прощении. Но рядом с новым памятником, уже в селе старая церковь во имя Воскресения Господня, и около нее сохранился купеческий особняк. 8 июля большинство приезжает в Муром поклониться мощам Петру и Февронии, Но есть и в Нижегородской области места, где можно вспомнить о них.

В селе Давыдове сохранился целый комплекс Дальне-Давыдовского монастыря, освященный во имя иконы Утоли моя печали: Богородицкая церковь Утоли моя печали (1862 г.) церковь во имя Всех Святых, келейные корпуса (вторая половина XIX в.). Сам монастырь был основан в 1857 г. крестьянками Неониллой Борисовной Захаровой и Агриппиной Петровны Васильевой. Место для монастыря было выбрано не случайно: в 1785г. здесь останавливались для отзыва Серафим Саровский и Антоний Мромский. Для будущего монастыря местный помещик пожертвовал для общины свою землю (где как раз и останавливался преподобный со своим спутником).

Жители и администрация Вачского района отличаются трепетным вниманием ко всем событиям, происходившим в стране, и к людям, сыгравшим большую роль в истории страны. Так, в селе Березовка в 2012 г. появился памятник благоверному Александру Невскому около храма, освященного в честь него. Сам храм появился значительно раньше в конце XIX в., и то, даже к тому времени его не успели достроить (была закончена только трапезная церкви). В советские годы храм сильно не пострадал (только убрали колокол). А в XXI в. церковь уже не выглядит забытой: своим архитектурным обликом внушает чувство уверенности, и вместе с памятником Александру Невскому создают своеобразный ансамбль, где люди чувствуют себя под зашитой благоверного и храма.

Поражает патриотизм местных жителей, но благодаря им же возникает еще одна причина гордиться своим краем: село Казаково – центр художественной обработки металла в технике филигрань. Но Казаково не является родиной этого промысла: в 1930-ых годах мастера из села Красное-на-Волге познакомили с этим творчеством местных умельцев. Безусловно, сыграла роль и близость к самой Ваче, где с XIXв. Занимались обработкой металла, но не такой изысканной.

Сейчас наследником первой артели и фабрики можно назвать ЗАО «Казаковское предприятие художественных изделий» (КПХИ).

Традиции изготовления остались прежними. Филигранный узор набирается из гладкой или скрученной в жгутик медной проволоки (до этого предварительно делается набросок будущего узора на бумаге). Затем будущее изделие посыпают серебряными припоями и потом паяют. При этом процессе ажурные завитки спаиваются между собой и получается узорное кружево. Далее мастер обрабатывает изделие анодным серебром 999,9. При этом художники внимательно следят за плавностью изгибов узора, его соразмерностью, а также за рисунком просветов, так как он очень важен при построении узора. В последние годы художники стали применять технику золочения, включают в свой рисунок природные камни, хрусталь, кости, финифть. Изделия изготавливаются только вручную.

Хотя принцип изготовления филигранных вещей остался прежним, но ассортимент значительно изменился, вернее, расширился: декоративные вазы, чаши, шкатулки с музыкой, все те же подстаканники, конфетницы, женские украшения, чайные ложки, кубки, медали, ордена, знаки отличия, предметы для церковного богослужения (настольные и подвесные лампады, оклады к иконам, кресты, панагии).

Есть возможность полюбоваться лучшими образцами на самом предприятии. Здесь работает выставочный зал, который выглядит как застывшая декорация к сказке о Снежной Королеве. Мало того, что здесь выпускаются самые изысканные вещи для интерьера, так и церковь в селе особенная. Восхищение и удивление вызывает Никольский храм у всех, кто в первый раз приезжает в село. Открывается он не сразу и не весь, появляется неожиданно и поражает своей величественностью и одновременно легкостью, летящими куполами. Есть версия, что построена церковь по проекту французского архитектора Огюста Моферрана в 1828-1841 гг. Конечно, всем известно его грандиозное творение Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, но гении творили не только в столичных городах, следы их деятельности можно увидеть и в глухой провинции, и Вача этому служит подтверждением. Храм на самом деле не сельского масштаба: слишком изящен он для села.

Казалось бы, чем дальше от столицы, тем скромнее должны быть события, архитектура, но сила искусства такова, что, может, проникнуть и в глухие леса. И что интересно, творцам и их творениям живется там неплохо.